🔶 РИСУЕМ КОШКУ-ТРЕВОЖКУ ИЛИ..? 🔶

Рисунки детей из-за несовершенства их языка замечательный инструмент коммуникации для тех, кто работает над детским здоровьем.

Сколько стен и обоев пострадали от каракулей ребенка?

Ведь дети начинают рисовать, как только возьмут в руки карандаш или ручку. Это примитивное вначале детское творчество из той же зоны, в которой находятся игра и речь. Безмолвное общение с миром через свою личность. Это ростки своего «Я» (Я-концепции).

Это такая естественная деятельность, доставляющая им большое удовольствие.

Рисуют, чтобы выразить эмоции, потому что они не знают, как выражать разные чувства через слова. Выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и ночные кошмары с помощью рисунков, а также дают нам  подсказку  о своих  отношениях  с миром.

Исследование детских рисунков датируется концом XIX века, временем, когда поняли, что рисунок ребенка — это «окно» в его мысли и чувства, он есть отражение его развивающегося ума.

Небольшой экскурс в эволюцию создания детского рисунка:

Этап «случайного реализма», характерный для возраста от 2 до 4 лет

Здесь нет знакомой картины реализма, в основном это каракули на странице. Простые знаки. Это означает, что за каракулями последуют определенные фигуры, отдаленно напоминающее реалии.

Этап как предварительная схема для 4-5 лет

На этом этапе дети пытаются создать то, что они видят своими глазами. Они используют простейшие вещи, такие как лица, разные фигуры, такие как  палки, автомобили, грузовики, деревья и дома. На этих рисунках обычно нет реалистичных деталей. В конце этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые отделяют их идеи друг от друга, например, цветы перед домом или одежду на фигурках.

Этап детализации старше 5-7 лет

На этом этапе есть много деталей, и ребенок может использовать слова, символы, элементы, формы, с их слов, как у кого-то, например, у птиц. Уровень реалистичности развит настолько, насколько  позволяют их навыки, картинку могут рисовать уже с определенной точки зрения или с перспективой. Часто можно рассказать историю  в связке  с отдельными деталями рисунка.

Выраженная детализация (старше 7 лет)

Выраженная детализация ведет к развитию сюжетной линии картины.

Рисунок моря может включать  чайку, пляж, шезлонги, если есть люди, то они в пляжной одежде.

Есть определенные позиции, ракурс картины. Добавляются слова и символы, детализация лиц людей. Заметно  больше глубины и реализма, и использование новых точек зрения  на ситуации в картине.

Заметки клинического психолога

У болезненных детей чувства выражены по-другому, и особенно, тревога и беспокойство. Нахождение в клинике эта та ситуация, где нужно успокоить ребенка, снять тревогу, а то и страх по поводу предстоящих вмешательств, будь это операция, катетеризация вен или химиотерапия.

В беседах по теме рисунка у больных детей появлялось доверие к врачам, они раскрепощались и более или менее свободно выражали свои чувства. Это позволяло определять их истинное состояние.

В своей работе с детьми с тяжелыми заболеваниями на протяжении многих лет я пользовалась этим инструментом для анализа, диагностики и их лечения. Продолжаю пользоваться.

Мне нужно было создавать «мосты» перехода от сознательного состояния мозга ребенка к бессознательному через изучение его символов (каракулей).

Странные рисунки иногда «ставили в тупик» мое клиническое мышление не в смысле художественного оформления, а необъяснимостью символов и знаков.

Ребенок временами сам не мог понять смысл своего рисунка. Но беседуя с ним, используя качества медиума, получала представление о  личности  ребенка, понимала проявляемые и подавленные процессы психики.

Если нужно получить быструю информацию, то «классикой жанра» являлась просьба нарисовать свою семью.

Когда ребенок рисует картину своей семьи, детализация информирует:

✅ отношения со своими родителями

✅ отношения между братьями и сестрами

✅ как он чувствует себя дома

✅ о том, кто лидер в семье

✅ место животных в семье

✅ в каком эмоциональном состоянии пребывает ребенок, принят он в семье или нет

Бывали просто смешные истории, когда на вопрос: а где ты сам, получала ответ: меня нет дома…

Или как мой ребенок, разукрасив медведя красным цветом, ответил, что он зол!

Нужно ли  поощрять рисование?

Анализ детских рисунков необходим не только для специалистов, работающих в области детского здоровья.  Понимание их рисунков родителями на каждом этапе их развития – также отличный инструмент для тестирования психологического и физического здоровья.

Поощрять эту творческую деятельность, где ребенок может свободно выражать себя через воображения и фантазии, это уже определенный опыт, даже если рисунки не более чем время забавы.

Но иногда, интерпретация детских рисунков позволяет обнаруживать более глубокие слои того, о чем они думают и что чувствуют.

Это тема для разговора, расширения границ его видения и суждений. Лучшие моменты воспитательного процесса, незаменимый  способ общаться и понимать, о чем они думают.

Для организации этой деятельности не так много и нужно. Бумага, цветные карандаши, мелки, моющиеся маркеры. Место, где можно это создавать, творить, экспериментировать.

Важен также процесс созидания, а не только результат — продукт.

🔶 Участвуйте в этом в процессе, а не просто дополняйте успех своего ребенка.

🔶 Помогайте нарисовать более сложные вещи или выбирать подходящие цвета для дома, дерева или других элементов.

🔶 Используйте приемы рисования, чтобы помочь вашему ребенку выразить сильные чувства.

🔶 Помогите ему выражать эмоции радости, грусти, злобы и печали.

🔶 Ваше участие прибавит ребенку  самоценности. Так он узнает, что его работа ценна и важна.

🔶 Всегда будьте  в курсе безопасности психического здоровья и в динамике его роста и развития.

🔶 Это значимая помощь ребенку в объединении его знаний в их визуальном выражении, развитие процессов мышления мозга и ментальных представлений.

🔶 Рассматривайте рисунок безоценочно. Иногда рисунок может показаться плохим знаком, когда на самом деле вообще не о чем беспокоиться.

Расспрашивая, почему они включили некоторые детали, можно получить истинное представление и избавиться от «оценочности».  Просто добейтесь, чтобы ребенок был открыт к обсуждению, свободно выражая свои мысли и чувства.  Поддерживайте его вопросами, чтобы мог объяснить, что  нарисовано и почему, что делают люди, знает ли он их и т.д.

Возникает вопрос: всегда ли детские рисунки несут «смысловую нагрузку», то есть обязательно ли они что-то означают?

Нет, не всегда. Возможно, ребенок проявляет свои сильные стороны от природы: воображение и любопытство  к миру.

Узнать про сильные стороны ребенка от природы «8 качеств гения»»

На что обратить внимание родителям?

Когда у детей есть выбор, они  с видом знатока могут выбирать  свои инструменты,  будут склоняться к определенному типу бумаги или цветных карандашей, размеру.

Размер выбранного листа бумаги является хорошим показателем того места, которое ребенок хочет занять в общей жизни.

Чем больше лист, тем больше ребенок хочет проявить себя. Выбор меньшего листа бумаги показывает, что у ребенка хорошая концентрация.

Более темные цвета, как правило, предпочитаются детьми более требовательными.

Девочки любят теплые цвета, мальчики, как правило, предпочитают более прохладные цвета.

Важна позиция на странице. Те, кто рисует рисунки с левой стороны, больше в прошлом, кто на правой стороне — в будущем и проявляют необходимость общения.

Рисунки, расположенные в нижней части страницы, часто означают отсутствие безопасности или чувство тревожности (особенно, если еще фигурки крохотные).

Те, у кого на рисунке увеличенные руки, могут означать кого-то агрессивного, в то время как крошечные ноги могут означать, что ребенок чувствует себя нестабильным или неравномерным.

Это общие наблюдения за детским рисунком и, возможно, они ничего общего с вашим ребенком не имеют. Самый лучший вариант получить информацию, это  стимулировать и вместе создавать рисунки, расспрашивать, что он нарисовал и что значит та или иная фигура или символ.

А это примеры рисунков здоровых детей из интернета (рисунки пациентов не выкладываю из этических соображений):

Дети рисуют членов семьи в определенном порядке (эмоциональная близость). Могут придавать выразительность лицам.

Могут использовать размер, чтобы указать, насколько важны для них люди — чем больше человек, тем более значим для ребенка.

Возникают вопросы: 

 ? с кем близок ребенок (если на рисунке мама и папа)?

 ? кто значим для ребенка?

 ? какая атмосфера в семье?

Если ребенок отказывается рисовать по ряду причин, то можно собрать информацию, показав чужую картинку.

Вопрос для родителей: в каком возрасте пребывает ребенок (детализация)?

Расспросите ребенка, что он видит.

_____________

А вот рисунок четырехлетнего ребенка с высокой тревожностью.

Психолог детского сада интепретировала: «Штриховка сильным нажимом говорит о высокой тревожности ребенка»

 

Благодаря процессу наблюдения и анализа рисунков маленьких детей можно получить информацию о социальном / эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Когда дети рисуют, они свободно выражают себя, передавая разного рода сообщения, как положительные, так и не очень, в любом случае содержимое их психики больше бессознательного характера, по принципу «из глубины в рисунок».

Через рисунки дети выражают взгляды и интерпретации своих ощущений и чувств.

Прогресс в рисунках, который дети делают за определенный период времени, может показать значительный рост и развитие, а также определить академические способности и навыки, характерные для их уровня развития.

Стоит задуматься, если:

Создаваемые рисунки ребенка меняются резко и внезапно. Если темой были всегда солнце, домик, и мама, а тут вдруг появляются темы агрессивного уклона. Темный фон, резкие штрихи, предметы жестокости. И, особенно, если такие рисунки создаются сериями, и прослеживается один и тот же шаблон. Это момент, который  важно обсудить с  ребенком.

На основе доверия можно выяснить реальный смысл рисунка, откуда, почему именно эта тема, где видел этот сюжет.

Попытайтесь связать источник рисунка с насильственной темой: просмотр фильмов и передач телевидения, видеоигры или даже ситуация в семье и близком окружении.

На рисунках по теме семьи можно увидеть появление признаков отчуждения (члены семьи все вместе, а автор позади всех или в отдалении от других). Это знак для анализа психики ребенка.

Консультантами по работе с семьями отмечено, что тема семейных портретов становятся ведущими у детей, и любые расстройства имеют отражение в рисунках ребенка, и особенно, если в разыгрываемых драмах участником является ребенок.

Этой теме посвящена статья: «Что за зверь ПТСР? (посттравматический синдром)»»

____________

Я перечислила некоторые преимущества рисуночных тестов (да, этот простой способ относится к проективным тестам). Простота проведения, естественность, максимум информации из области бессознательного, повторяемость теста через определенные интервалы времени для отслеживания динамики психической деятельности, его коммуникативные аспекты-все «за» чтобы вы использовали данный метод.

Если научитесь анализировать детские рисунки, то этот навык пригодится, так как вам помогает выявлять социальные, эмоциональные, физические и психологические проблемы здоровья ребенка своевременно.

Это еще и повод лишний раз пообщаться со специалистами детского здоровья.

_____________

Мы приготовили для вас интересную статью в формате PDF «Как интерпретировать Детские рисунки?»

Скачать PDF-документ бесплатно здесь >>

_____________

Также предлагаем вам бесплатный мини-курс “Кошка-тревожка»

Мини-курс поможет вашему ребенку справиться с беспокойством и тревогой перед важными мероприятиями. Например, перед экзаменами.

Узнать о курсе «Кошка-тревожка» подробнее >>

Задать вопрос о курсе

 

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *