Вот как понимают пятилетние дети, недавно переболевшие ОРВИ:
Адель: – Я не знаю, я «подцепил» эту болезнь. Был здоровый, когда ложился спать, а утром горло болит, плохо разговариваю, из носика течет…

– И как думаешь, отчего так случилось? И вообще, что такое болезнь по-твоему?

Адель: – Это маленькие монстрики, которые ползают по земле, ротик откроешь, начнешь дышать с открытым ртом, они, бац! И к тебе в ротик!

Арлан: – Эти монстрики в холоде живут, они холод любят, поэтому, мама, когда я болею, дает мне горячий чай с молоком.

Аяна подхватывает: – Еще они не любят лекарства…

Вот если спросить подростка, он наверняка, объяснил бы причину болезни вирусами и кокками. Здоровье подростка для родителей на первом плане, а что думают об этом сами дети?

То есть, дети стоят на разных ступенях в своем понимании здоровья и болезни – в соответствии с когнитивным развитием и теми знаниями, которые получают от окружающих (школа, садик в том числе).

В дошкольном и в младшем школьном возрасте дети не обладают достаточными биологическими познаниями, чтобы опереться на них в своем понимании здоровья и нездоровья.

Например, дети в возрасте от 3 до 8 лет мало что знают о своих внутренних органах и принципах их работы. И, соответственно, их объяснения связаны с определенным поведением людей, которые связывают здоровье с определенными действиями (правильное питание, ношение теплой одежды в холодную погоду), а болезнь уже нарушение этих правил.

К 9 – 10 годам дети уже знают названия внутренних органов, их взаимосвязь. Их способность опираться на биологическую основу возрастает. Едим – чтобы нарастить мышечную массу, а не потому, что еда вкусная; заразиться можно вирусом – вдохнув вредоносную субстанцию, которая нарушит работу органов.

Маленькие дети способны схватывать основные биологические представления, имеющие отношения к пониманию нездоровья. Но эта их способность зависит от информации, поступающей извне. Если обеспечить их соответствующими фактами и биологическими понятиями, «микроб», «вирус», то 5 – 6-летние могут воспользоваться этими понятиями, их понимание улучшается.

Я сама была свидетелем, когда работала с онкобольными детьми, как они свободно оперировали такими понятиями, как «тромбоциты», «лейкоциты» и, несмотря на возраст, (даже малыши) имели понятие о своем заболевании, что давало возможность использовать в психотерапии в соответствии с возрастом. Здоровье подростков требует внимания со стороны педиатров и родителей.

Идея статьи заключается в том, что дети

  • рассуждают о болезни и не болезни;
  • больше пользуются информацией извне;
  • при получении информации не должны формировать ошибочные идеи типа, что простудой можно заразиться, если кто-то чихнет на тебя, или выпить воду из одной бутылки. Это формирует тревожность ребенка перед болезнью.
  • должны получать больше информации о причинах болезни для правильного понимания передачи болезни и ее величества профилактики болезни.

Читайте также: Ребенок и лекарства, Нужно ли готовить ребенка к встрече с доктором?, Часто болеющие дети и др.

Всего наилучшего!

Для вас у нас есть книга   “33 ответа взволнованным родителям”

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *