Коридоры истории детства

Сложившаяся ситуация с пандемией во многом перевернула жизнь каждого из нас. Естественно и дети не остались в стороне. В историю детской психологии обязательно войдет и этот опыт взаимодействия между детьми и родителями. Дети стали задавать больше вопросов о происходящем, стали вести себя иначе. Для многих родителей поведение любимого чада иногда преподносит не совсем приятные сюрпризы.

Много нового, необычного и не всегда позитивного ждет родителей в новом формате общения со своими детьми. Не стоит этого бояться. История воспитания насчитывает немало способов найти правильный подход к ребенку в любой ситуации.

Задумывались ли вы когда-нибудь об истории детства?

Как раньше относились к детям, каковы были особенности воспитания, становление маленькой личности. Ведь вполне возможно, если вникнуть глубже в историю изучения детства, можно скорректировать направление в воспитании собственного ребенка. Ведь не всегда взрослые относились к детям так, как мы привыкли это видеть сегодня.

В средневековье ребенок, едва выбравшийся из пеленок, уже считался маленькой, но личностью. Вспомните картины средневековых художников, там лица похожи мимикой на взрослого, только уменьшенная копия.

Дети уже в те времена были защищены законом от произвола взрослых, если те плохо обращались с ними и существовали определенные правила воспитания детей. Воспитание в те времена было скорее жестким.

Вполне можно подумать, что из ребенка старались сразу же воспитать взрослого человека. Дети носили неудобную одежду, подвергались наказаниям по любому поводу и без оного.

Естественные проявления  становления характера принималось как упрямство, безнравственность, порочность.

Как обращаться с таким ребенком? Жестокость и ограничения…вот все методы воспитания.

Именно в те времена появилось понятие «tabula rasa», применительно к детям означающее «чистая доска». Возможность лепить ребенка по желанию инструкциями и методами,результатом было «хорошего», устраивающего во всем взрослого , ребенка

Жан Жак Руссо (французский философ), соизволил отнести детей к категории «благородных дикарей».

Находясь в коридорах истории детства, возникает чувство благодарности к философам и ученым, которые имели весьма позитивное отношение к этому сословию, местами признавались, что они наделены чувством истины и лжи и рождаются с заложенным природой порядком здорового развития.

С течением времени методика воспитания менялась. К детям стали относиться мягче. Взрослые начали понимать, что ребенок — это не только исходный материал, из которого можно сделать нужного человека. Взрослые начали чуть глубже смотреть в душу ребенка и наконец осознали, что ребенок — это тот же человек, внутри которого есть свои переживания и эмоции, характер, в конце концов.

Все дети разные и из всех детей просто невозможно воспитать одинаково хороших людей. Возможно, этот период и стал точкой зарождения детской психологии.

Арнольд Гензель стал в этот период одним из первых ученых, кто углубился в изучение детского поведения. Именно он на основании своих исследований мог дать родителям какие-то рекомендации о том, как лучше воспитывать чадо в определенные периоды его возраста.

К середине XX века детская психология уже была официально признана самостоятельной научной дисциплиной.

Известный психолог Зигмунд Фрейд постарался раскрыть причину определенного подведения детей. Эмоциональные стрессы, страхи, галлюцинации и даже паралич были определены как отдельные симптомы, не имеющие ничего общего с физическим состоянием детей. По теории Фрейда психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от отношения родителей. Именно родители формируют у ребенка условные рефлексы, которые и определяют поведение ребенка в различных ситуациях.

В рефлексологии детей пытались разобраться и академик Павлов. А американский ученый Джон Уотсон даже позволил себе провести эксперимент аналогичный тому, что проводил Павлов. Уотсону удалось привить ребенку условный рефлекс  страха.

На основании таких исследований удалось подтвердить, что именно окружающая среда ребенка вызывает в нем определённые эмоции и прививает рефлексы.

Другими словами, родители, вовремя корректируя методы воспитания, могут менять поведение ребенка, стимулируя его.

Однако в современной психологии бытует мнение, что такой мотивационный подход малоэффективен. Например, если поощрять ребенка за правильное поведение, то возможно достичь желаемого всего лишь раз или два. Далее ребенок просто перестанет реагировать на подарки за хорошие поступки. Современным родителям стоит присмотреться к другим, более действенным методам воспитания.

Американский психолог Фредерих Скиннер исследовал другой метод воспитания. Принцип оперантного научения или обусловливания используется сегодня многими психологами.

Суть метода в поощрении ребенка за любой хороший поступок. Например, если у ребенка есть проблемы с учебой, родителям важно не упускать момента и хвалить или поощрять другим способом ребенка за любую положительную оценку или, например, выученное правило. Важно не делать акцент на неудачах, чтобы ребенок совсем не опустил руки.

Еще один вполне действенный способ воздействия на ребенка — моделирование через наблюдение. Дети в любом возрасте стремятся подражать. В детском саду малыш повторяет правила игры вслед за сверстниками, в подростковом же возрасте дети стараются подражать взрослым. Дети стараются перенять манеры привычки, ведут себя как взрослые. Здесь поведение родителей как никогда важно.

Поддержка близких в воспитании ребенка имеет чуть ли не первостепенную роль.

Швейцарским ученым Жаном Пиаже и россиянином Львом Выготским на основании собственных исследований было доказано, что ребенок существо не пассивное. Ребенок активно стремится познавать мир, а правильное развитие во время этого познания напрямую зависит от поддержки родителей и других важных людей, сопровождающих ребенка на протяжении всего детства.

Культурное воспитание

На ряду ос всеми перечисленными методами воспитания ни в коем случае нельзя забывать о культуре. Речь идет именно о культурной среде, в которой растет ребенок. Именно от окружения зависит становление моральных черт. Здесь важно вложить буквально все — от культурной истории народа или нации, в которой родился ребенок. Если эти культуры меняются со временем, например при переезде в другую страну, также важно донести до ребенка культуру страны, в которой он живет сейчас. Культура — это не только обычаи и традиции, это и литература, музыка и другие виды искусства определенного места и времени. Независимо от того, относится ли ребенок к королевской семье или же родом из малочисленной народности на самом краю земли — он должен знать и о своих корнях и правильном поведении в современном обществе.

Какой бы метод вы не выбрали, применяете ли вы их сразу все или же отдаете предпочтение каким-либо отдельным, важно помнить — хоть каждый ребенок и уникален, проблемы воспитания у всех родителей одинаковые.

Именно поэтому ученые всего мира положили массу усилий на исследование поведения детей в разном возрасте.

Зачем нам знать эту историю детства?

Почувствовали, разве вы одиноки в таком деле как воспитание ребенка?

Посмотрите сколько философов, ученых находились и находятся,  коридорах истории детства изучая проблемы, решая задачи, которые выдвигает детство.

Изучая историю и методы воспитания детей в разные периоды времени можно выбрать верный путь воспитания. Не нужно бояться признавать свои ошибки, важно вовремя менять тактику, чтобы их исправить. Помните, ваш ребенок не всегда будет ребенком. Только в ваших силах сделать из ребенка полноценного и достойного члена общества.

Мы начали статью со слов, что в  историю детской психологии обязательно войдет и этот опыт взаимодействия между детьми и родителями при изоляции, когда дети не посещают учреждения, не играют во дворе со сверстниками, впрочем, не будем повторятся Все здесь 

В качестве поддержки, скачайте чек лист под названием: Сильные стороны ребенка  и воспитывайте с учетом его сильных сторон или выявляйте эту силу.

Нужна будет помощь в поиске, мы здесь КОНСУЛЬТАЦИЯ

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *