Просмотров: 56

Принцип оперантного научения
Продолжая историю о «коридорах детства» хочется обратить внимание на американского психолога Фридериха Скиннера (1904-1990). Он исследовал, так называемый, принцип оперантного научения или обусловливания. Это один из самых известных принципов, применяемых сегодня психологами для обучения детей. Он противоположный принципу Уотсона и Павлова.
К примеру, если родитель хочет добиться, чтобы ребенок хорошо учился – он его должен хвалить за даже самое маленькое достижение, это является стимулом к науке. Если же ругать – то желание учиться пропадет вовсе.
Моделирование через наблюдение
Вы, несомненно, как родитель знаете, дети любят повторять за взрослыми.
Особенно маленькие, радостно отзываются на просьбы «давай похлопаем», «сделай как я». У подростков эта особенность проявляется в виде «иметь всё как у взрослых» (не обязательно как у родителей).
Дети перенимают манеры, поведение, привычки. В науке это называется имитацией или моделирование через наблюдение.
Исследование этого явления имеет очень большое значение для познания и развития мышления о себе и о других людях.
Наблюдая, как мы их поддерживаем в этой непростой жизни, обвиняя или хваля, дети формируют своё поведение. И вообще, дети играют активную роль в собственном развитии, так вещает в «коридорах истории» канадский психолог (по происхождению украинец) Альберт Бандура (1925).
История становится более благосклонной к детскому развитию. Вам не кажется?
Но все равно, теории моделирования и имитации, для объяснения развития, маловато.
Поддержка близких и ее роль в развитии ребёнка
Особыми фигурами в коридорах истории представлены такие ученые как швейцарец Жан Пиаже (1986-1980) и россиянин Лев Выготский (1986 – 1934).
Как не отметить господина Пиаже, который изучал своих собственных троих детей, чтобы только узнать, что происходит у детей в первые два года жизни?!
Он показывал привлекательные объекты, чтобы ребенок мог схватить, засунуть в рот, куда то закинуть, а потом искать и находить.
И сделал вывод, дети народ не пассивный, а напротив, их активность в усвоении знаний неисчерпаемы.
Господин Выготский очень даже соглашался с г-ном Пиаже об активности детей при усвоении знаний, но, все-таки, он утверждает, что развитие зависит от поддержки взрослых и значимых людей, которое они оказывают при решении различных задач.
Воспитание культурой
Кроме поддержки, значение имеет, в какой культурной среде ребенок растет.
Культура оседлых народов, отличается от культуры кочевников. Культура перед детьми, ставит различные задачи, и решение этих задач всецело зависит от окружения ребенка.
Для японского ребенка «потерять лицо» просто нельзя, его учат с детства беречь его, то есть нельзя нарушать ни в коем случае, общепринятые нормы поведения. И он очень старается!
В африканском племени Кунг у детей нет игрушек. Но по природе любознательные малыши пользуются естественными предметами, и за информацией обращаются к взрослым, и вот тогда идет очень хороший контакт, взрослые становятся более отзывчивыми, хорошо поощряют, стимулируют малыша речью.
В эвенской семье мальчики 10 лет, владели искусством воинов, с 3-х лет детей приучали заносить вещи в жилище, отвязывать на стоянках седла, а пятилетние – сами мастерили лук и стрелы.
Сурово, но это и есть воспитание культурой.
Эпилог
Что нам дают эти знания, как будто застывшие в коридорах истории развития отношений к детям?
Наверное, чувство, что вы не одиноки в воспитании вашего ребенка. Сотни и тысячи ученых работают над проблемами наших детей.
Изучая историю, можно понять, как эффективно повлиять на развитие ребёнка; поменять свои ошибочные знания о детях на правильные мысли о них; обрести умение применять всеобщие знания о детях, к своему ребенку.
Читайте, и делайте выводы, ваш ребенок только сегодня ваш, а завтра он будущий член нашего общества, от которого зависит наше с вами будущее.
P.S. Предлагаем бесплатно скачать руководство-пособие “Как выбрать хорошего врача?”. Здоровья вам и вашим детям!