Просмотров: 53
Такую «оценку» здоровья могут дать окружающие ребенку, который ведет себя как–то «не как все дети».
И сразу фокус внимания переходят на родителей. До чего довели дите?
А если подумать, сколько здесь своего, то есть генетического (считайте невидимого) и сколько получено посредством воздействия окружающей среды?
Двадцатью годами ранее были такие цифры: приблизительно 45% отводилось наследственности, на среду окружения доставалось 35%, а остальное – на объединенное воздействие этих двух факторов.
Но позже все-таки было доказано, что в этом деле нет «частичности», каждый из них участвует в развитии личности на все сто.
Один исследователь, вероятно, очень хорошо разбирающийся в карточной игре, привел следующую метафору, где ребенок игрок и он в ситуации раздачи карт, а его противник – фенотип, проще – окружающая среда.
Почему?
Детский организм особенный. Прежде всего, рост организма в целом не закончен, а продолжается, нельзя упускать из виду анатомо–физиологические особенности, особенно реакции головного мозга на всякие там «патогенные агенты» (наследственные, социальные, условия воспитания). А сопротивляемость к этим «агентам» разная, это зависит от того, на каком возрастном этапе находится ребенок. Есть понятие – критические периоды возрастной ранимости, или проще говоря, возрастные кризы.
Частые заболевания для пятилетнего ребенка – это серьезная угроза для его развития, так как это совпадает с созреванием всей центральной нервной системы, а ребенок старшего возраста может пережить этот период с минимальными потерями.
Поэтому берегите мозг детей от всего!
Прежде всего, от частых заболеваний. Каждый перенесенный насморк, простуда, частые бронхиты обязательно отразятся на состоянии центральной (не зря центральной) нервной системы.
Нервный ребенок… Невротичный… Врачи сказали бы «у ребенка все симптомы невроза».
Хотите больше информации про детские неврозы? У нас есть книга>>
Хотите портрет такого ребенка? Очень возбудимый. Если совсем малыш – частые срыгивания, часто просыпается, плохо спит днем, плач, физические данные отстают от нормы. Если постарше, то картина будет уже поярче, что и привело ко мне маму одного подростка: плохо засыпает, сон тревожный, поверхностный, настроение изменчивое, часто плачет, аппетит неустойчивый, раздражение быстро переходит в истерику, много необоснованных страхов, перед необходимостью каких-либо действий выполняет непонятные ритуалы, перед выходом в школу начинает «копошиться». То к стенке подойдет, то к столу, обойдет его несколько раз, совершая непонятные маме поклоны. И эти «ритуалы» он должен проделать несколько раз, невзирая на гнев мамы, которая озабочена тем, что он опоздает на занятия.
Остальное касается процессов возбудимости и торможения в центральной нервной системе ребенка. Вообще детский невроз это проблема серьезная, если учесть, что с каждым годом количество невротичных детей растет. Поэтому понятен интерес родителей к неврозу. Эта тема будет продолжена в следующих статьях.
Для вас у нас есть книга “33 ответа взволнованным родителям”