Эмоциональная привязанность

Сегодня поговорим о детской привязанности. Откуда у детей такая сильная привязанность? Интересен даже сам факт в природе – почему так? А может для выживания?

Привязанность ребенка идет из эволюционного мира, это суть общей человеческой природы. Для кого так важна, эта устойчивая связь, удовольствие от общения, очень необходимое чувство безопасности во время стресса? Вы можете сказать: для всех, и будете правы, но, согласитесь, ребенок нуждается больше всех. Считайте, это как инстинкт, помогающий для выживания, это склонность организовывать сильные эмоциональные связи к конкретным и значимым лицам, при этом умение получать удовольствие от общения и испытывать чувство безопасности во время стрессовых ситуаций.

Читайте также: Поговорим?! Детская привязанность

Надеюсь, вы не раз были свидетелем, как малыши, особенно первого полугодия, относятся к своим родителям особо. Зайдет мама, и малыш весь расплывается в улыбке, возьмет мама на руки, прижимается к ее телу, хлопает по ее лицу, изучает ее волосы.

А если, что–то или кто–то потревожил его? Он может тут же забраться на колени матери и «припасть» к ней… Как не вспомнить старину Харлоу, который проводил эксперименты с малышами макак.

Читайте также: Эксперименты с детской привязанностью

Они привязывались не к тем, кто кормит (в его эксперименте, это были проволочные чучела с бутылкой молока), а к своим «мягким мамам» (чучела обернутые махровой тканью).

Копнув по глубже, что же стоит за этой привязанностью, можно и нужно сделать вывод: в зависимости от развития привязанности, от прохождения ее фаз развития (есть фазы развития привязанности), на основе привязанности ребенка формируются такие базовые вещи, как чувство безопасности и доверие к миру.

Когда формируется безопасная привязанность:

  • Он уверен, что его потребности всегда будут признаны;
  • Он готов к созданию здоровых отношений с окружающими;
  • У него хорошая способность к регуляции и управлению своими эмоциями;
  • Унего развито чувство безопасности и доверия к людям;
  • Отношение к себе и к другим позитивное;
  • Умеет сотрудничать и помогать другим.

Для таких детей, родители, самый «ценный» объект, они не променяют на незнакомца. Если родители покинули его поле зрения, он будет искать, появление его очень обрадует.

Читайте также: Привязанность ребенка к отцу

Избегающая привязанность

Есть малыши, которые выглядят неотзывчивыми по отношению к своим родителям. Оставленные ими, они не будут «выдавать» отрицательную эмоцию, и отношение к незнакомцам, будет такое же, безразличное. При воссоединении с родителями, они могут избегать их, либо безразлично или вяло приветствовать. Явно будут избегать зрительного контакта с родителем. Здесь можно сделать заключение, что малыш пошел по пути «избегающей» привязанности.

Сопротивляющаяся привязанность

Вас, как родителя, раздражает малыш, который «хвостиком» ходит за вами? Когда вы покидаете его (мало ли какие у вас могут быть дела), то он, вообще, отказывается от своей исследовательской деятельности, которая так характерна для них, и просто плачет. А когда вы возвращаетесь, он может затеять драку, показывает, как он разгневан, перестает слушаться.…Очень нелегко успокоить его, в такие моменты. Знакомо?

Что случилось-то? Ничего, просто, ваш малыш выбрал такой тип привязанности ребенка, как сопротивляющаяся привязанность.

Дезориентированная привязанность

Следующая информация для родителей, которые плохо понимают своего малыша. У них ребенок из категории, «сам не знает, чего хочет». Но, вы обязаны знать, что речь идет о слабом типе привязанности как дезориентированная или дезорганизованная.

Как это проявляется? На каждый ваш уход, он может демонстрировать разную реакцию. Помните, реакцию малыша, у которого безопасная привязанность? Плач- успокоение – яркая радость при появлении родителей. А здесь плач, может чередоваться безразличием. Даже «выдает» противоречивое поведение. Может отвернуться, при вашем появлении, или приблизиться с апатичным выражением лица, может растерянно смотреть на вас издалека (несмотря, что вы эмоционально зовете его), или начать плакать заново, привлекая внимание.

К чему могут привести, приведенные типы привязанности, кроме безопасной:

  1. Нет уверенности в предсказуемости окружающего мира. Например: не ищут защиты, поддержки взрослого мира
  2. Трудности в коммуникации с окружением (отсутствие интереса играть в активные игры, не спрашивают, не задают вопросов), не могут завести друзей.
  3. Неумение управлять своими эмоциями (агрессивность и низкая эмоциональная устойчивость)
  4. Чувство страха и нежелание исследовать мир вокруг себя (в любом возрасте)
  5. Низкая самооценка, критичность к другим и недоверие к себе подобным.

И это не окончательный список…

Читайте также: Как ребенок оценивает себя

Из всего сказанного, вы поняли, насколько важен процесс привязанности в развитии ребенка и влияние ее на дальнейшее становление, как личности.

Привязанность ребенка – это тот процесс, который непосредственно влияет на мировоззрение ребенка, на качество будущих отношений к миру, к себе, к другим. Чем больше ребенок проявляет безопасную привязанность к родителям, тем меньше вероятность развития какого-нибудь отклоняющего поведения в будущем.

Что делать, если привязанность ребенка не “безопасная”?

Самое интересное, касаясь темы привязанности или говоря о типе привязанности, которая развилась у ребенка, мы имеем в ввиду его жизнь после рождения.

А процесс привязанности начинается еще до рождения ребенка. Оттого, что он испытывает внутриутробно…

Факторов риска, как сказали бы врачи, предостаточно. Вот, предположим, выявили вы, что не та привязанность. Что, уже нельзя ничего создать или поменять?

Если вы определили, что есть проблема в области привязанности, то это уже ваше внимание, ваш фокус, это уже полдела, остается попробовать новые способы воспитания, сделать первые шаги по улучшению качества привязанности у ребенка.

Ваши шаги:

– Посетить психолога, расширить свою информацию о нарушенном процессе, узнать какие факторы могли привести к этому, и получить действенные методы устранения.

– Посетить индивидуальные консультации, чтобы помочь понять, как ваш, собственный детский опыт повлиял на текущие ваши подходы воспитания ребенка.

– Помочь себе построить здоровые коммуникационные модели взаимодействия с ребенком.

– Найти книги, журналы, и Интернет-ресурсы с подробным описанием проблемы.

Читайте также: Подборка книг по воспитанию и пониманию детей

– Найдите сообщества родителей с похожей тематикой – поищите общественные организации, поддерживающие родителей, посетите психотерапевтические группы по взаимодействию с ребенком.

Может еще придут другие идеи, иные рабочие модели, которые вы перенесете в отношения развивающегося ребенка, ведь ваш фокус внимания, уже, на решении возникшей проблемы.

Удачи вам!

Получить консультацию >>

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *