Развитие речи у детей

Добрый день уважаемые читатели!

Сегодня речь пойдет о раннем развитии речи у дошкольников, т.е. детей от рождения до 5 лет.

Развитие речи у дошкольников – это, пожалуй, одно из самых поразительных вещей. Путь от невнятного бульканья и агуканья до формирования полных слов у детей происходит очень быстро. Но прежде всего, малыши учатся понимать нас, взрослых. И еще даже не выговаривая ни одного полного слова, ребенок может полностью понимать речь взрослого.

Дети проходят через ряд определенных стадий языкового развития.

Самая ранняя форма разговора включает в себя появление журчащих звуков, которые, в конечном счете, перерастают в слова. С этого этапа дети начинают складывать по нескольку слов вместе, а далее появляется полная речь.

Этапы развития речи у дошкольников

Развитие речи ребенка от 0 до 3 месяцев

Удивительно, но развитие речи начинается сразу после рождения. В течение первого года жизни ребенка, он способен различать все звуки речи, произносимые взрослыми. В течение первых трех месяцев жизни большинство младенцев начинают:

– прислушиваться  к звукам и реагировать глядя на говорящего;

– чувствовать разницу между голосами родителей и чужих людей;

– реагировать на изменение громкости и тона;

– по-разному реагировать на родную и иностранную речь;

– общаться, плакать, лепетать, смеяться;

– начинают имитировать некоторые простые звуки;

Развитие речи ребенка от 3 до 6 месяцев

Хотя младенцы не могут говорить, это не значит, что они не общаются друг с другом. Эти ранние “беседы” основаны на звуках, взглядах, мимике и очень хорошо подготавливают почву для последующего развития речи.

В возрасте от трех до шести месяцев большинство младенцев начинают:

– подражать гласным и не гласным звукам;

– обмениваться мимикой с взрослыми – они улыбаются в ответ;

– внимательно слушают чужие разговоры.

Читайте также: Грамотная невербальная коммуникация для детей и родителей

От 6 до 9 месяцев

На этом этапе родители часто замечают, что их ребенок становится все более и более красноречивым. Помимо лепета, многие дети начинают говорить свои первые слова, такие как “мама”, “да-да”, “па-па”, “по-ка”. В возрасте от шести до девяти месяцев большинство детей начинают:

– повторять звуки окружающей среды;

– использовать вокальные и невербальные сигналы , чтобы общаться с другими людьми;

– использовать жесты в сочетании с простыми словами – машут “до свидания” и говорят «пока».

Календарь развития речи у детей

Календарь речевого развития до 3-х лет
Календарь речевого развития до 3-х лет

Развитие речи от 9-ти до 12 месяцев

Приближаясь к своему первому дню рождения, способности детей к речи сильно возрастают. Дети вполне могут полностью выговаривать некоторые простые слова. На этом этапе важно помнить, что понимают они гораздо больше, чем выговаривают.

В самом деле, исследователи обнаружили, что младенцы начинают понимать язык примерно в два раза быстрее, чем они учатся говорить. Дети в возрасте девяти и 12 месяцев, как правило, могут:

– понимать названия многих предметов и людей;

– используют язык тела и выражения лица, чтобы показать свои эмоции;

– понимают значение слова “нет”;

– выговаривают несколько простых слов.

Читайте также: Задержка речевого развития у детей

От 1 до 2-х лет

В течение первого года, использование речи начинает значительно увеличиваться. Большинство детей начинают использовать простые двухсловные предложения. Начиная примерно с возраста 18 месяцев, дети начинают запоминать 9 до 10 новых слов каждый день. В годовалом возрасте большинство детей начинают:

– понимают значение таких выражений, как: “кушать свою кашу”, «идем спать» и т.п.

– используют слово “мое”, “сам” чтобы указывать на свои игрушки, предметы и выполнять действия;

– уже имеют в своем словарном запасе четко произносимые слова;

– много слов произносят не четко, но члены семьи вполне их могут понять;

– начинают использовать слова для описания вещей или предметов;

Развитие речи у детей от 2-х до 3-х лет

В течение второго года дети начинают использовать в речи более сложные словосочетания. В возрасте 24 месяцев, примерно половина всех детей высказывают хотя бы по два слова. В этот период развития, дети также:

– выговаривают конкретные слова для описания предметов;

– узнают и общаются со всеми членами семьи;

– начинают использовать наречия и прилагательные;

– используют предложения из двух-трех слов;

– могут описать, что произошло за день.

От 3-х до 4-х лет

В возрасте трех лет дети начинают развивать более продвинутые языковые и коммуникативные навыки. Большинство людей вне семьи способны понять, что ребенок говорит в этот момент и ребенок может вести разговоры с использованием двух до трех предложений. Другие способности, которые начинают проявляться включают:

– понимание и произношение полных предложений;

– использование в разговоре прошедшего времени и множественное число;

– употребление в разговоре разных тематик;

– употребление в разговоре времени (“я иду в зоопарк завтра”, «вчера мы катались на лодке»);

– запоминание стихов и песенок, а так же их декларирование.

Развитие речи у детей 4-5 лет

Раннее развитие речи у дошкольников, тоесть  возрасте четырех и пяти, дети становятся все более искусными в разговоре. Они не только способны говорить на разные темы полными предложениями, они также способны использовать и понимать различные сравнительные языка, такие, как «быстрый», «быстрее», «самый быстрый». Некоторые другие коммуникационные навыки детей, которые достигаются за этот период времени, включают:

– возможность улавливать в разговоре до трех не связанных тематик;

– желание слушать больше историй и с точностью воспроизводить события из них;

– применение в предложениях от четырех слов и больше;

– комбинирование разных мыслей в одном предложении;

– задавание множества вопросов о том, как, когда и почему происходят события, вещи и т.д.;

– разговоры о вещах мнимых или возможных в будущем.

Помните, все этапы развития речи у дошкольников, коммуникативных навыков у детей, случат частью правильного развития ребенка в целом. Все дети учатся и развиваются в разном темпе. Если, однако, ваш ребенок не в состоянии достигнуть определенных вех развития и, кажется, не развивается по предполагаемому курсу, рассмотрите возможность отклонения в развитии речи. Проконсультируйтесь у логопеда и психолога!

Получить консультацию >>

 

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *