Селективный мутизм

Просмотров: 1603

С данной странностью, я столкнулась, будучи клиническим психологом в отделении онкогематологии. Это был пациент предподросткового возраста, ему было 10 лет, хотя считается, больше болезни о которой пойдет речь подвержены дети от 3 до 8 лет.  В круг его избирательного общения, к сожалению, попала и я. Но данное состояние никак не было связано с проблемой нахождения ребенка, в клинике. 

Со слов мамы, “это” длится со времен поступления в школу. В школе он слывет «немым». И ругали, и уговаривали, и объясняли. Всё без эффекта. Ну не говорит (или не разговаривает) он в школе! Ни с учителями, ни с одноклассниками.

Я:- А как с успеваемостью?
Мама: – Хорошо. Пишет контрольные, диктанты.

Короче, все ответы письменно. Проблем особых нет, населенный пункт, где проживает ребенок, маленький, все друг друга знают…

Читайте также: Фобии у детей и подростков

Я:- А как дома он ведет себя?
Мама: – Он в меру, общительный, рассказывает все новости школы и улицы в том числе.
Я: -А как сейчас, здесь, в клинике? С кем-то общается?
Мама: -Нет, только со мной, «опять закрылся». Доктор, что делать и как вылечить ребенка?

Как вы поняли, речь идет о такой патологии, как селективный мутизм (если дословно, избирательное отсутствие речи). Это сложное тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в некоторых общественных местах . Эти дети могут говорить и общаться в условиях безопасности, спокойствия, в привычной обстановке, например, в своей семье.

Ученый мир до сих пор не разобрался в причинах этого недуга. Допускают проблему обработки конкретной сенсорной информации, пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, но в их исследованиях большинство детей с избирательным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревожности. И в истории их жизни отмечаются частые истерики и плаксивость, капризность, проблемы со сном, и крайняя застенчивость с младенчества.

И у 90% детей  присутствует реальный страх при социальных взаимодействиях, но с разными вариациями.

Например, некоторые дети просто немеют при определенных ситуациях, например, в школе, некоторые говорят ограниченно мало или даже может быть шепотная речь.
Но встречаются дети, которые выглядят расслабленными и беззаботными, но могут общаться только с одним или несколькими детьми, но не в состоянии общаться с учителями или с большим количеством сверстников.

Читайте также: 7 эффективный фраз, которые помогут ребенку справиться с тревогой

И создается ложное представление, что эти дети застенчивые и робкие. И закрадывается мысль про жестокое обращение, психологические травмы. Но, увы, нет явных доказательств. Для детей, их избирательный мутизм, их немота, является средством избежать чувства тревоги, при социальных контактах.

Для таких детей коллективное посещение кино, театра, или любое общественное мероприятие, довольно энергозатратно. Появляются все признаки физических симтомов: боли в животе, тошнота, рвота, боли в суставах, одышка, спонтанные поносы, общая нервозность.

И все это сказывается на поведении ребенка.

Почему?

Важно знать родителям и учителям, так как эти симптомы на физическом уровне и поведенческие реакции на фоне немоты, обусловлены тревогой. Появление незнакомца, особенно у малышей, может вызвать ступор. Это нужно знать для оказания помощи ребенку, научить его навыкам снижающим чувство тревоги. Меньше обращать на его «неулыбчивое» лицо, на не всегда понятный «язык тела», избегание зрительного контакта, на мнимую любовь к одиночеству.

Они, как и здоровые дети хотят иметь друзей, не путайте с расстройствами аутистического спектра.

Читайте также: Сложно диагностируемый аутизм: как это бывает

Оставаясь «немым» в обществе, они могут проявлятьь “характер” дома. Упрямые, властные, капризные, напористые, с резкими перепадами настроения. Все эти проявления не больше чем компенсаторные механизмы, опять же, борьбы с тревогой.

В школе эта особенность ребенка попадает в поле зрения учителей, прежде всего, как аутичный ребенок (педагоги более или менее знакомы с данной патологией), либо начинают указывать на серьезные трудности обучения.

Труднее родителям малышей ясельного возраста и дошкольников, поэтому, нужно быть внимательным в отношении коммуникации ребенка вне семьи. Зачастую, это может пройти под маской «застенчивый, стеснительный, пройдет…».

Что делать если подтвердился диагноз “селективный мутим”?

Если мутизм сохраняется в течении более месяца, двух, то это должно насторожить родителей. Заставляя говорить насильно, то есть подходы основанные на дисциплине, только могут усилить тревогу и тут можно добиться только оппозиционно настроенного ребенка.

Отойдите от мысли, что ребенок все это проделывает, чтобы контролировать и манипулировать вами. Понимание, поддержка ребенка, признание ваших собственных трудностей и разочарований, помогут вашему ребенку и вам в том числе.

Следующей задачей для вас будет поиск и находка семейного врача, педиатра, понимающего о чем идет речь, детского психиатра или детского психотерапевта.
Вы, как родитель, просто обязаны понять: мало снять тревогу ребенка, посредством лекарств, нужно искать возможности заниматься коммуникацией ребенка, переходить к речи, отходить от жестов и других невербальных видов общения, научить ребенка навыкам общения и создавать условия комфортности окружающей среды.

А где это можно добиться? Только в реальном мире, то есть в школьной среде, только там среди людей, реализуются стратегии и вмешательства, составленные врачами и психотерапевтами.

Читайте также: У детства своя психотерапия

Должен быть разработан индивидуальный план реабилитации , куда входит и родительское образование и настрой, учтены уникальные потребности ребенка, и школьные требования .

А что будет с ребенком, если не лечить?

Будут плохие последствия во всех важных сферах жизни ребенка.

– Ухудшение тревоги (паники, и фобии)
– Депрессия и проявления других более сложных тревожных расстройств
– Социальная изоляция, ведущая к одиночеству
– Низкая самооценка и неуверенность в себе во всем
– Плохая успеваемость, развитие комплекса «неудачника с детства»
– Склонность к потреблению химических веществ дальнейшем
– Склонность к суициду или к азартным вещам.

Поэтому главная задача раннего выявления недуга, это разработка надлежащих навыков эмоционального выживания, то есть все мероприятия направленные для преодоления тревоги.

Раннее выявление и лечение, естественно обеспечат лучший прогноз. Если ребенок остается “немым” долговременно, он просто привыкает к своему состоянию и привычку «разговаривать жестами» искоренить будет очень сложно.

Если не забыли, я начала разговор с пациента отделения онкогематологии.
Вот что мы проделали с его мамой (считайте наш реабилитационный план):
1. Попросила, чтобы она записала их разговор на диктофон. Это было его мнение на просмотр одного детского фильма. Этот фильм посмотрели и другие пациенты его возраста. Их было четверо.
2. Непринужденно обсуждая фильм, я задала вопрос детям:
– Хотите знать мнение вашего друга? (дети были предупреждены, никто не напомнил, что он немой).
– Давайте!
И мы прослушали его речь. Нормальная речь, нормального ребенка…

3. Не акцентируя внимание на нем (с детьми было заранее оговорено, никаких эмоций!), дети продолжали обсуждать фильм. Я же следила за реакцией ребенка. Было волнение (начал грызть ногти) но как-то он преодолел. Повеселел.
4. В планах было неоднократное прослушивание его речи через диктофон, а затем подготовить его к речи, в обществе детей, без аппаратуры,

Но в таких сложных отделениях, есть свои сложности проведения психотерапии. Состояние ребенка, ведь он, в отделении находится не по причине избирательного мутизма….

Приводя пример, просто попыталась показать о сотрудничестве родителей и психотерапевтов, и дать понятие о планах реабилитации.

Получить консультацию >>

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.