Стресс у ребенка

Стресс у ребенка – это сконцентрированная «нехорошесть» нашей жизни, так неважно влияющая на нас. Согласны? Но это понятие взрослых о своем стрессе.
А как наши дети переносят эту «нехорошесть» и что является для них стрессом?

Понятие взрослых о детском стрессе схематичное. Выглядит примерно так:
вспомнили из детской жизни какие-то эпизоды, кажущиеся на их взгляд стрессовыми и успокоили себя тем, что детская память короткая, что все забудется. А зря…

Стресс у ребенка наследие не бедное. Где и каким образом, он может наследить? Когда ребенок подвергается этому (стрессовому) состоянию, то атаке подвергается, в первую очередь, его мозг со всеми его структурами. А если точнее, префронтальная кора, которая будет зреть и расти по мере роста ребенка.

Читайте также: Симптомы стресса у детей

Кора корой, но нас интересует такая важная деятельность, осуществляемая по так называемой, закладке саморегуляции. Саморегуляции своих эмоций, поведения и всего, с чем придется столкнуться в будущем в познании мира нашему ребенку.

Очень важный процесс для растущего ребенка, верно? Процесс саморегуляции.

А вот и последствия стресса, так пагубно влияющие на сей процесс:

  • трудно концентрироваться
  • трудно усидеть
  • трудно успокоиться
  • ничего не стоит организовать конфликт вокруг себя
  • слишком тревожный…
  • явные признаки невротизации

Выражение «атака на префронтальную кору» головного мозга вызывает образ фронта в общем понимании. Для глубокого понимания явлений, происходящих в головном мозге, давайте возьмем условно стресс, как агрессора.

Головной мозг явление сложное, и чтобы облегчить понимание, можно сравнить его с военной базой. Представьте нападение на эту базу, в которой располагаются все управление и управляющие или надзирающие органы за функциями мозга.

Поскольку произошло нападение, как мы представили, то пострадали управляющие функции префронтальной коры. То есть страдает контролирование над эмоциональными импульсами и познавательными (когнитивными), которые отвечают за способность справляться с различными ситуациями, даже непредсказуемыми и различного рода информацией. Если учесть, что там сосредоточие всех ментальных способностей высшего порядка, то выше перечисленные отклонения не вызывают удивление.

Это была информация из рода, что «зашкаливающие» события надолго могут запомниться, а может даже навсегда, и посему вредят.

Читайте также: Современные методы арт-терапии

Например: для меня школа осталось «общей стрессовой ситуацией». Выход к доске, чтение вслух (практиковалось педагогами), контрольные по математике, сочинение…
«Запечатлелось в организме ребенка». До сих пор снится выход к доске, объявления о предстоящей контрольной работе и сочинении. Как следствие, нарушенный сон… От страха.

Читайте также: Фобии у детей и подростков

Это значит, школьный период проходил у меня на фоне стресса, не хватило каких-то адаптивных функций организма в целом, что отдельные эпизоды до сих пор преследуют меня.

Если представить себя в то время взрослой, то не ходила бы в школу, «квалифицировав» эту ситуацию как стрессовую. Но об этом никто не подозревал, даже родители. Училась хорошо (оценка взрослых), и, стало быть, справлялась со своими переживаниями.

Как вести себя родителю при стрессе у ребенка

Вспомните аналогичные примеры из жизни ваших детей, когда ваш ребенок переносит стресс или плохо переносит ситуацию.

Измените создавшуюся обстановку вокруг него. Важно любое вмешательство с вашей стороны, этим вы дадите шанс успешного преодоления стресса в будущем.

Каждый ребенок имеет свои способы борьбы для стабилизации своего состояния. Но, нам нужно, чтобы эта борьба была посильной. С другой стороны, нужно помнить, что нельзя тормозить навыки формирующей стрессоустойчивости.

Спасибо нашей префронтальной коре, которая помогает нам, оставаясь очень гибкой долгое время.

Профилактика стресса у детей и что формирует стрессоустойчивость у детей?

Однозначно, «любящий» материнский стиль воспитания в младенчестве. Своевременно реагировать на потребности малышей. Речь не идет о гиперопеке, так как именно здесь, можно нарушить навыки формирующей стрессоустойчивости. Правильно «привязывайте» к себе детей.

О привязанности можно узнать здесь: Привязанность ребенка и ее роль в дальнейшей жизни.

Прислушаемся к словам исследователя проблемы стресса у детей:

Хорошее воспитание заключается не только в культурном проявлении эмоции или в хорошем поведении, результатом хорошего воспитания являются еще правильные биохимические данные организма.

Биохимические проявления стресса у детей

– Повышение уровня таких веществ как серотонин, дофамин, адреналин и норадреналин, глюкокортикоидов. Все они непременные участники реакции на стресс.

– Возбуждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

Периодически, в плане адаптации это не вредно, своего рода помощь головному мозгу, для восполнения притока энергии, которую потерял ребенок на первоначальную реакцию на стресс. Но постоянное «повышение», «возбуждение» может оказать пагубное влияние на развивающийся мозг ребенка. Тормозится появление новых нейронов. Та пластичность, на которую мы так надеемся, может ухудшиться. Появятся повреждения в различных отделах мозга. А ребенка впереди ждет обучение, познание мира…

Постоянный стресс или частое пребывание в такой ситуации приводит к пугливости, тревожности, о которых мы упомянули выше.А нам нужны в последующем, всякого рода расстройства поведения, эмоциональные проблемы и уязвимая психика?

Как не допустить осложнений от стресса?

Зная проявления стресса у детей (симптомы)  вы непременно задумаетесь:

1. Не допускать стрессовых ситуаций;
2. Контролировать (не очень-то хорошее слово, но здесь уместно) эти ситуации в жизни ребенка.

Попросите вашего педиатра или детского психолога подобрать ребенку:

А. Методы физической релаксации. Самое время практиковать вместе с ребенком. Большинство из них может быть сделано в течение нескольких минут, где вы находитесь, будь тихое место или переполненные больницы, без каких-либо специальных инструментов.

Б. Работа с дыханием. Вот что можно проделать вместе с ребенком:

Шаг 1. Сядьте или лягте удобно и положите одну руку на живот, а другую на грудь.
Шаг 2. Закройте глаза и постарайтесь расслабить все мышцы, по одному, начиная с кончиков пальцев ног до макушки головы.
Не забывайте расслабить мышцы лица, шеи и челюсти.
Шаг 3. Дышите глубоко и регулярно в течение нескольких минут и попытайтесь подышать животом, не только грудью.
Шаг 4. Обратите внимание на каждый вдох и выдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что напряжение оставляет ваше тело.

Объясняйте все движения на уровне понимания ребенка, а лучше проделать вместе, но уже с объяснениями.

В. Давайте ребенку слушать музыку.

Чтобы использовать музыку, ребенок не обязательно должен быть одаренным музыкально.

Используйте активную игру, которая включает в себя прослушивание музыки
танцы или перемещение тела под музыку. Практикуйте игру на инструментах или импровизацию игры на них, подпевание тоже неплохо.

Д. Очень хорошо действуют на детей различные виды массажа. Можно достичь расслабления мышц и усиление кровотока и кислорода к частям тела, чтобы помочь облегчить стресс и облегчить боль.

Читайте также: Игры для снятия стресса у больших и маленьких

Делайте и получайте результат!

Хотите узнать больше, консультируйтесь:

Получить консультацию >>

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *