Просмотров: 49
Поводом для написания данной статьи, было обращение мамы, по поводу своего ребенка, которого “травят” в школе (мальчик, пятиклассник).
Не будем спорить с Фрейдом, с его мнением, что все “невротические страдания” берут свое начало в семье. Но, как быть, если ребенок их «зарабатывает» вне семьи, как, к примеру, этот мальчик, мама которого так волнуется за психическое здоровье своего ребенка.
Правильно волнуется. Речь идет о психологическом терроре или эмоциональном насилии.
Что такое “травля” в коллективе?
О таком термине как моббинг (если на человека «налегают» всем коллективом) и буллинг ( если «старается навредить» один невротично настроенный человек) я знаю по своему опыту. Хочу сказать, что именно психическое здоровье ребенка должны оберегать педагоги и родители, чтобы травля в школе не повлияла на будущую жизнь ребенка.
И это был не детский коллектив! И страсти разыгрывались не шуточные… Я- то выдержала. Без невроза…
Знание, что будут факторы сплочения каких-то групп, преследующие определенные цели «выживания», плюс опыт, возраст, это неплохой пакет для таких, буллинго-моббинговых ситуаций.
Даже тогда, когда все заканчивается вопросительным предложением администрации: насколько вам важно оставаться здесь, в этом коллективе? Остается удивляться, как быстро буллинг может превратиться в моббинг при котором страдает в первую очередь психическое здоровье ребенка.
Но каково ребенку?
А как, вообще, объяснить, что некоторые субъекты, по неустроенности чего-то в собственной голове, одни, или заражая других, объявляют войну без правил, другому субъекту? Если психологизировать это явление, то здесь мотив травли будет лежать на такой плоскости, как стремление к власти преследователей (невротическая потребность?).
Схема простая: доминировать и подчинить. А если такого «фюрера» еще и поддерживает группа, то сильно ослабляется ответственность за содеянные дела. Без сомнения, их можно отнести к агрессивным типам личности.
Как видите, эти явления не новы в любой социальной системе, будь это научный центр или школа. Не дайте ребенку стать «жертвой». Еще страшнее, чтобы он сложившуюся ситуацию не принял за норму.
Если вы наблюдаете что-то подобное со своим ребенком, проанализируйте, почему ваш ребенок попал под «прицел»:
– Каков ваш стиль воспитания? Гиперопека? Ваш ребенок в зоне риска, за этим стоит уязвимость ребенка, которая так умело «считывается» агрессорами.
– Вы сами, родители, не подвергались в детстве травле? Есть такая версия, как “передача по наследству”.
– Если это вам под силу, то сдружите класс, в дружном классе травля неприемлема, или, по крайней мере, преследователи всегда в меньшинстве.
Кто становится жертвой травли:
- Ребенок, не уверенный что он достаточно хороший, правильный, адекватный, такой, как все, чувствительный, тревожный, осторожный…
Правильным и адекватным его делает дисциплина и социальная компетентность – умение правильно и эффективно общаться с окружающими его людьми.
- Не так одет, нет необходимых инструментов для учебы и навороченных гаджетов – все! Он изгой! Он изгой там, где все измеряется деньгами, престижем, где большинство детей не знающие отказа ни в чем где сами дети – предмет тщеславия родителей.
- Ребенок, которому не хватает любви, уважения и общения с родителями.
- Тот, кто давно затаил против родителей злобу, но выплеснуть ее на них не может. Он выплескивает ее на того, кого сознательно выбрал свое мишенью и подстрекает к подобному поведению остальных детей.
У него, как правило, такие же конфликтные и дисгармоничные, а часто амбивалентные родители.
- Детские коллективы не любят честных и прямолинейных.
- А еще иногда педагог выбирает “неугодного” и исподволь делает его “козлом отпущения”, ущемляя психическое здоровье ребенка.
Что делать, если ребенок попал в ситуацию травли?
В таких случаях надо учить ребенка оставаться самим собой, а не подстраиваться под общий уровень.
Радикальные меры для преодоления ситуации и профилактика (все, как в медицине). Чтобы прекратить издевательства над ребенком можно попытаться изменить:
1) поведение самого ребенка;
2) поведение группы (что очень сложно);
3) поведение педколлектива и родителей.
Начну с последнего.
Родители ребенка должны в устной, а лучше письменной форме обратиться к классному руководителю, а при необходимости и к директору или даже в РОНО и инициировать изменения в понимании, оценке и последствиях ситуации. (Диагностика, оценка и прогноз). Ситуация должна быть разобрана на родительском собрании, сделаны выводы о возможности изменения ситуации и выработана совместная стратегия.
Работа с классом подразумевает вмешательство психолога школы, а иногда и независимого эксперта, коим может выступить психолог более высокой квалификации или врач психотерапевт.
С медицинской точки зрения эта работа может быть, примерно, как лечение аппендицита антибиотиками. Где гной – там должен быть разрез. То есть радикальные меры по пресечению травли должны начинаться с отчисления из школы главного буллера, а его приспешникам должно быть поставлено на вид, что их ожидает та же участь, если…
Каково ваше мнение? Что думаете о том, как защитить ребенка от травли в школе? Обязательно делитесь в комментариях!
Не справляетесь? Вам поможет консультация детского психолога: