Просмотров: 2235
Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.
Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.
– Читайте также: Этапы развития речи у детей
Типы задержки речи
Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:
– понимание речи;
– высказывание;
– речевая артикуляция.
Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.
Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.
Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.
Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.
Рецептивная речь
Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.
Рецептивная речь по возрасту
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Повернет голову на голос | Нет зрительного контакта или не улыбается |
5 месяцев | Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) | Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука |
6-9 месяцев | Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). | Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово. |
12 месяцев | Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. | Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”. |
15 месяцев | Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции | Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч). |
18 месяцев | Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела | Не умеет называть и показывать части тела |
2 лет | Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) | Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания |
3 лет | Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков | Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты. |
4 лет | Способен классифицировать и определить смысл. | Не может в игре подбирать и классифицировать объекты. |
5 лет | Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. | Не может ответить на вопросы о простой истории ( “что же Маша съела в доме трех медведей?”) |
Причины расстройства рецептивной речи у детей
Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства, чтобы определить источник проблемы.
Возможные причины отклонений:
- Глухота
- Черепно-мозговая травма
- Глобальная задержка развития
- Нарушение обработки слуховой информации
- Хронические ушные инфекции
- Аутизм
– Читайте также: Сложно диагностируемый аутизм: как это бывает
Развитие экспрессивной речи
Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.
Этапы развития экспрессивной речи
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Улыбается, агукает. | Не издает никаких звуков. |
6 месяцев | Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. | Не смеется или не имитирует мимику. |
9 месяцев | «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. | Не производит никакого лепета |
12 месяцев | Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). | Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки |
15 месяцев | Может играть и «комментировать» игру. | Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения. |
18 месяцев | Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. | Нет истинных слов, не может имитировать слова. |
2 лет | Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. | Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы. |
2 1/2 лет | Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) | Менее 50 слов и нет фраз |
3 лет | Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. | Не задает вопросы, выражается короткими предложениями. |
Причины расстройства экспрессивной речи
Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей, так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:
- Глухота
- Черепно-мозговая травма
- Задержки развития
- Аутизм
- Детская апраксия речи
Этапы развития и расстройства артикуляции
Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.
Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:
- Фонологическими расстройствами
- Апраксией речи
- Моторными расстройствами
- Низким тонусом мышц ротовой полости
- Глухотой
Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития
Осмотр педиатром и дальше к специалистами, которые он порекомендует (невропатолог, логопед, психолог) – это основа. Иногда, детский врач, проведя осмотр, может сказать, что все в порядке и повода для волнения нет.
Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.
Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:
- Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
- Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
- Медицинский осмотр педиатром
В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:
– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).
– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.
В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты.
P.S
Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.