Просмотров: 113
Тема заикания у детей изучается с древних времен. Например, великий психиатр своего времени Сикорский, издал целый трактат о заикании. Это его определение:
Заикание – это судороги, возникающие в речевом аппарате и нарушающие артикуляционную непрерывность. Хороший врач всегда его диагностирует.
И даже описал виды судорог, возникающие: при вдохе, при выдохе, и судороги с нарушенным ритмом. Зная, какое количество людей страдало и страдает от данного недуга и, зная, к каким достижениям пришли некоторые из них, формируется, почти позитивное отношение к данной проблеме.
Бытует мнение, что современные логопедические упражнения взяты у великого оратора Демосфена. Он имел слабейший голос, с судорогами при вдохе и выдохе с нарушенным ритмом.
Ясности и четкости добивался, поместив в рот камешки, учился произносить букву «р» и «доделывал» слушая щенка и подражая его рычанию, соревновался с шумом волн, усиливая силу своего голоса.
А Чарльз Лютвидж Доджсон, сопровождавший Алису в чудесной стране?
Заикался и Сомерсет Моэм, может, поэтому и написал свои шедевры…
Представляете, каково быть поэтом, да еще императорским, таким как Вергилий, и заикаться?…
Да и баснописца Эзопа заикание не обошло стороной. Вы не поверите, но Жерар Депардье тоже заикался. А любитель играть на губной гармошке Брюс Уиллис? Тоже! Биографы гения теории происхождения человека от обезьян, Чарльза Дарвина, отмечают, что он был немногословен, потому что заикался…
А теперь собственно, о главном
Судороги, возникают в мышцах обеспечивающих речь и их определит . Это мышцы языка, губ, мягкого неба, возможно охват нижней челюсти, лица и даже конечностей.
Почему для заикания «шоковым» возрастом является возраст от двух с половиной до шести лет? Потому что, в этом «шоковом» возрасте, интенсивно формируются важные структуры, отвечающие за речь, точнее формирование речевого круга.
В основе заикания лежат, нарушение синхронности работы речевого центра (речевой центр состоит из голосового, слухового и ассоциативно-аналитического центра).
Что же может повлиять на неслаженную работу речевого центра?
Генетическая «поломка» или предрасположенность, неблагополучный фон при беременности матери, травматические роды, частые интоксикации ребенка…
И проявляется все перечисленное как высокая готовность к судорогам (даже повышение температуры, чуть выше 38), повышенное внутричерепное давление, и появлением патологических рефлексов.
Вторая причина – заикание у детей как нарушение, возникшее на фоне психогенных факторов.
В этом случае возникает множество не похожих друг на друга симптомов. Это задержки в виде спазмов, это и нарушения темпоритма речи, сюда можно отнести и обсессии (навязчивые мысли), логофобии, и разного рода приспособительные уловки, как и в любом неврозе.
Вот вам «портрет» ребенка, страдающего заиканием:
Сутулые плечики, «беспокойные» ручки и ноги, взгляд не фиксирован, шейка напряжена, подбородок приподнят и также напряжен. Представьте, раскрытую челюсть, а звук еще не произнесен, и судорожное проталкивание буквы через гортанный спазм. А как тяжело ребенку, издавать звуки с зажатой челюстью и стиснутыми зубами…
Это телесные проявления. А личностные особенности?
Робкие, стеснительные, тревожные, несамостоятельные, с низкими притязаниями и самооценкой, и вечное при контакте волнение при речи.. Возникает мышечное напряжение, ведущее к обездвиживанию, исчезают жесты и мимика, выдавливается высокий, иногда голос с дрожью, речь зачастую становится монотонной.
Это особая манера речевого поведения с годами закрепляется, заведомо включается программа опасности, когда ребенок уже уверен до самого акта речи, что он «вряд ли что-нибудь может сказать Эти навязчивые мысли о своей беспомощности впоследствии очень плохо поддаются изменению.
Родителям не важно, чем вызвано заикание у детей, патологией ли в центральной нервной системе или психогенными причинами, но лечение он будет получать.
Но от вас зависит, будете ли вы учитывать две тенденции, которые сложились в нашем обществе по отношению к заикающимся.
Одна из тенденций складывается из отношения жалости к страждущему, чуть ли не «разговаривать за него».
Отгородить его от функции, где требуется речь.
–по телефону не отвечать
-в магазин сами сходим
-встреча с кем-то, где надо обговорить какие-то ситуации, «это не его».
Даже в школе «сердобольные» учителя могут сделать скидку, то есть избавить от выхода к доске или ответа вслух (лучше письменно), и освободить от всех мероприятий.
Чем это «жалость» чревата для заикающегося?
Усугубление «я не могу», что непременно отразится на самооценке и манипуляции вроде «вторичной выгоды».
Прежде чем, говорить о второй тенденции, вопрос к вам.
Вы часто выслушиваете до конца своего ребенка, даже здорового? А тут заикающийся ребенок…
А как относятся ровесники?
Вспомнила учительницу-садистку ( не знаю, как иначе назвать), когда она не дослушав, проявляя нетерпеливость, по отношению к заикающемуся ученику, с насмешкой промолвила:
– Ты бы еще под парту залез бы!
Чем вызвала оживленный хохот в классе…
Вторая тенденция прерывающая или по-другому доминирующая. Вот она (учительница) дважды «продоминировала», как значимое лицо (по несущей функции, как учитель) и как прерывающая.
Обе эти тенденции способствуют поддержанию такого речевого поведения как неадаптивного.
Поэтому, рекомендую использовать такие правила при заикании у детей.
Правило №1:
Требуйте от ребенка говорить громче. Громкость речи обеспечивает ритмичность, четкость, и выразительность, автоматически обеспечивая согласованность дыхания. Громко говорящий ребенок уже не «зажатый», улучшается зрительное восприятие и переработка информации.
Второе правило:
Требование не смотреть вниз. Взгляд вправо или влево вверх улучшает качество речи. Если закрепите этот навык, сформируются, в общем-то, нужные качества, такие как настойчивость, напористость.
Третье правило:
Пусть за ним останется последнее слово. Это как раз, чтобы преодолеть две тенденции, описанные выше.
Что это дает ребенку?
Чувство управляемости ситуацией, уверенности в себе, не позволит быть объектом речевых манипуляций.
Правило четвертое:
Умение отстаивать свое мнение и интересы. Объясните ребенку, что надо делать упор больше на содержательную часть речи, чем на качественные характеристики. Это развивает навыки общения в виде диалога, умения договариваться, и, конечно же, отстаивать свои интересы и свое мнение.
Я поддерживаю мнения специалистов занимающихся лечением заикания, а это командная работа, что недуг излечим, надо выбрать правильно стратегию лечения.
А вы, родители, в этой команде, самые значимые люди!
Удачи Вам! С ув. Майра Сексенбаева
P.S. У нас есть практичное руководство “Как выбрать хорошего врача?” которое Вам поможет сделать своевременно правильный выбор! Скачать его бесплатно Вы можете здесь!