Просмотров: 113

saikanieНебольшое вступление в тему

Тема заикания у детей изучается с древних времен. Например, великий психиатр своего времени Сикорский, издал целый трактат о заикании. Это его определение:

Заикание – это  судороги, возникающие  в речевом аппарате  и нарушающие артикуляционную  непрерывность. Хороший врач всегда его диагностирует.

И даже описал виды судорог, возникающие: при вдохе, при выдохе, и судороги с нарушенным ритмом. Зная, какое количество людей страдало и страдает от данного недуга и, зная, к каким достижениям пришли некоторые из них, формируется, почти позитивное  отношение к данной проблеме.

Бытует мнение, что современные логопедические упражнения взяты у великого оратора Демосфена. Он имел слабейший голос, с судорогами при вдохе и выдохе с нарушенным ритмом.

Ясности  и четкости добивался, поместив в рот камешки, учился произносить букву «р» и «доделывал» слушая щенка и подражая его рычанию, соревновался  с шумом волн, усиливая силу своего голоса.

А Чарльз Лютвидж Доджсон, сопровождавший Алису  в чудесной стране?

Заикался  и Сомерсет Моэм, может, поэтому и написал свои шедевры…

Представляете, каково быть поэтом, да еще императорским, таким как Вергилий, и заикаться?…

Да и баснописца  Эзопа заикание не обошло стороной. Вы не поверите, но Жерар Депардье тоже заикался. А любитель играть на губной гармошке Брюс Уиллис? Тоже! Биографы гения теории происхождения человека от обезьян, Чарльза Дарвина, отмечают, что он был немногословен, потому что заикался…

А теперь собственно, о главном

Судороги, возникают в мышцах  обеспечивающих речь и их определит . Это мышцы языка, губ, мягкого неба, возможно охват нижней челюсти, лица и даже конечностей.

Почему для заикания «шоковым» возрастом является возраст от двух с половиной до шести лет? Потому что, в этом «шоковом» возрасте,  интенсивно формируются важные структуры, отвечающие за речь, точнее формирование речевого круга.

В основе заикания лежат, нарушение синхронности работы речевого центра (речевой центр состоит из голосового, слухового и ассоциативно-аналитического центра).

Что же может повлиять на неслаженную работу речевого центра?

Генетическая «поломка» или предрасположенность, неблагополучный фон при беременности матери, травматические роды, частые интоксикации ребенка…

И проявляется все перечисленное как высокая  готовность к судорогам (даже повышение температуры, чуть выше 38), повышенное внутричерепное  давление,  и появлением патологических  рефлексов.

Вторая причина – заикание  у детей как нарушение, возникшее на фоне психогенных факторов.

В этом случае возникает множество не похожих друг на друга симптомов. Это задержки в виде спазмов, это и нарушения темпоритма речи, сюда можно отнести и обсессии (навязчивые мысли), логофобии, и разного рода приспособительные уловки, как и в любом неврозе. 

Вот вам «портрет» ребенка, страдающего заиканием:

Сутулые плечики, «беспокойные» ручки и ноги, взгляд не фиксирован, шейка напряжена, подбородок приподнят и также напряжен. Представьте, раскрытую челюсть, а звук еще не произнесен,  и судорожное  проталкивание буквы через гортанный спазм. А как тяжело ребенку, издавать звуки с зажатой челюстью и стиснутыми зубами…

Это телесные проявления. А личностные особенности?

Робкие, стеснительные, тревожные, несамостоятельные, с низкими притязаниями и самооценкой, и вечное при контакте волнение при речи.. Возникает мышечное напряжение, ведущее к обездвиживанию, исчезают жесты и мимика, выдавливается высокий, иногда голос с дрожью, речь зачастую становится монотонной.

Это особая  манера речевого поведения с годами закрепляется, заведомо включается программа опасности, когда ребенок уже уверен до самого акта речи, что он «вряд ли что-нибудь может сказать  Эти навязчивые мысли  о своей беспомощности впоследствии   очень плохо поддаются изменению.

Родителям не важно, чем вызвано заикание у детей, патологией ли в центральной нервной системе или психогенными причинами, но лечение он будет получать.

Но от вас зависит, будете ли вы учитывать две тенденции, которые сложились в нашем обществе по отношению к заикающимся.

Одна из тенденций складывается из отношения жалости  к страждущему, чуть ли не «разговаривать  за него».

Отгородить его от функции, где требуется речь.

по телефону не отвечать

-в магазин сами сходим

-встреча с кем-то, где надо обговорить какие-то ситуации, «это не его».

Даже в школе «сердобольные» учителя могут сделать скидку, то есть избавить от выхода к доске или ответа вслух (лучше письменно), и освободить от всех мероприятий.

Чем это «жалость» чревата для заикающегося?

 Усугубление «я не могу», что непременно отразится на самооценке и манипуляции вроде «вторичной выгоды».

Прежде чем, говорить о второй тенденции, вопрос к вам.

Вы часто выслушиваете до конца своего ребенка, даже здорового? А тут заикающийся ребенок…

А как относятся ровесники?

Вспомнила учительницу-садистку ( не знаю, как иначе назвать), когда она не дослушав, проявляя нетерпеливость, по отношению к заикающемуся  ученику, с насмешкой промолвила:

Ты бы еще под парту залез бы!

Чем вызвала  оживленный хохот в классе…

Вторая тенденция прерывающая или по-другому доминирующая. Вот она (учительница) дважды «продоминировала», как значимое лицо (по несущей функции, как учитель) и как прерывающая.

Обе эти тенденции способствуют поддержанию такого речевого поведения как неадаптивного.

Поэтому, рекомендую использовать такие правила при заикании у детей.

Правило №1:

Требуйте от ребенка говорить громче. Громкость речи обеспечивает ритмичность, четкость, и выразительность, автоматически обеспечивая согласованность дыхания. Громко говорящий ребенок уже не «зажатый», улучшается зрительное восприятие и переработка информации.

Второе правило:

Требование не смотреть вниз. Взгляд вправо или влево вверх улучшает качество речи. Если закрепите этот навык, сформируются, в общем-то, нужные качества, такие как настойчивость, напористость.

Третье правило:

Пусть за ним останется последнее слово. Это как раз, чтобы преодолеть две тенденции, описанные выше.

Что это дает ребенку?

Чувство управляемости ситуацией, уверенности в себе, не позволит быть объектом речевых манипуляций.

Правило четвертое:

Умение отстаивать свое мнение и интересы. Объясните ребенку, что надо делать упор  больше на содержательную часть речи, чем на качественные характеристики. Это развивает навыки общения в виде диалога, умения договариваться, и, конечно же, отстаивать свои интересы и свое мнение.

Я поддерживаю мнения специалистов занимающихся лечением заикания, а это командная работа, что недуг излечим, надо выбрать правильно стратегию лечения.

А вы, родители, в этой команде, самые значимые люди!

Удачи Вам! С ув. Майра Сексенбаева

P.S. У нас есть практичное руководство “Как выбрать хорошего врача?” которое Вам поможет сделать своевременно правильный выбор! Скачать его бесплатно Вы можете здесь!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.