Просмотров: 115

saikanieНебольшое вступление в тему

Тема заикания у детей изучается с древних времен. Например, великий психиатр своего времени Сикорский, издал целый трактат о заикании. Это его определение:

Заикание – это  судороги, возникающие  в речевом аппарате  и нарушающие артикуляционную  непрерывность. Хороший врач всегда его диагностирует.

И даже описал виды судорог, возникающие: при вдохе, при выдохе, и судороги с нарушенным ритмом. Зная, какое количество людей страдало и страдает от данного недуга и, зная, к каким достижениям пришли некоторые из них, формируется, почти позитивное  отношение к данной проблеме.

Бытует мнение, что современные логопедические упражнения взяты у великого оратора Демосфена. Он имел слабейший голос, с судорогами при вдохе и выдохе с нарушенным ритмом.

Ясности  и четкости добивался, поместив в рот камешки, учился произносить букву «р» и «доделывал» слушая щенка и подражая его рычанию, соревновался  с шумом волн, усиливая силу своего голоса.

А Чарльз Лютвидж Доджсон, сопровождавший Алису  в чудесной стране?

Заикался  и Сомерсет Моэм, может, поэтому и написал свои шедевры…

Представляете, каково быть поэтом, да еще императорским, таким как Вергилий, и заикаться?…

Да и баснописца  Эзопа заикание не обошло стороной. Вы не поверите, но Жерар Депардье тоже заикался. А любитель играть на губной гармошке Брюс Уиллис? Тоже! Биографы гения теории происхождения человека от обезьян, Чарльза Дарвина, отмечают, что он был немногословен, потому что заикался…

А теперь собственно, о главном

Судороги, возникают в мышцах  обеспечивающих речь и их определит . Это мышцы языка, губ, мягкого неба, возможно охват нижней челюсти, лица и даже конечностей.

Почему для заикания «шоковым» возрастом является возраст от двух с половиной до шести лет? Потому что, в этом «шоковом» возрасте,  интенсивно формируются важные структуры, отвечающие за речь, точнее формирование речевого круга.

В основе заикания лежат, нарушение синхронности работы речевого центра (речевой центр состоит из голосового, слухового и ассоциативно-аналитического центра).

Что же может повлиять на неслаженную работу речевого центра?

Генетическая «поломка» или предрасположенность, неблагополучный фон при беременности матери, травматические роды, частые интоксикации ребенка…

И проявляется все перечисленное как высокая  готовность к судорогам (даже повышение температуры, чуть выше 38), повышенное внутричерепное  давление,  и появлением патологических  рефлексов.

Вторая причина – заикание  у детей как нарушение, возникшее на фоне психогенных факторов.

В этом случае возникает множество не похожих друг на друга симптомов. Это задержки в виде спазмов, это и нарушения темпоритма речи, сюда можно отнести и обсессии (навязчивые мысли), логофобии, и разного рода приспособительные уловки, как и в любом неврозе. 

Вот вам «портрет» ребенка, страдающего заиканием:

Сутулые плечики, «беспокойные» ручки и ноги, взгляд не фиксирован, шейка напряжена, подбородок приподнят и также напряжен. Представьте, раскрытую челюсть, а звук еще не произнесен,  и судорожное  проталкивание буквы через гортанный спазм. А как тяжело ребенку, издавать звуки с зажатой челюстью и стиснутыми зубами…

Это телесные проявления. А личностные особенности?

Робкие, стеснительные, тревожные, несамостоятельные, с низкими притязаниями и самооценкой, и вечное при контакте волнение при речи.. Возникает мышечное напряжение, ведущее к обездвиживанию, исчезают жесты и мимика, выдавливается высокий, иногда голос с дрожью, речь зачастую становится монотонной.

Это особая  манера речевого поведения с годами закрепляется, заведомо включается программа опасности, когда ребенок уже уверен до самого акта речи, что он «вряд ли что-нибудь может сказать  Эти навязчивые мысли  о своей беспомощности впоследствии   очень плохо поддаются изменению.

Родителям не важно, чем вызвано заикание у детей, патологией ли в центральной нервной системе или психогенными причинами, но лечение он будет получать.

Но от вас зависит, будете ли вы учитывать две тенденции, которые сложились в нашем обществе по отношению к заикающимся.

Одна из тенденций складывается из отношения жалости  к страждущему, чуть ли не «разговаривать  за него».

Отгородить его от функции, где требуется речь.

по телефону не отвечать

-в магазин сами сходим

-встреча с кем-то, где надо обговорить какие-то ситуации, «это не его».

Даже в школе «сердобольные» учителя могут сделать скидку, то есть избавить от выхода к доске или ответа вслух (лучше письменно), и освободить от всех мероприятий.

Чем это «жалость» чревата для заикающегося?

 Усугубление «я не могу», что непременно отразится на самооценке и манипуляции вроде «вторичной выгоды».

Прежде чем, говорить о второй тенденции, вопрос к вам.

Вы часто выслушиваете до конца своего ребенка, даже здорового? А тут заикающийся ребенок…

А как относятся ровесники?

Вспомнила учительницу-садистку ( не знаю, как иначе назвать), когда она не дослушав, проявляя нетерпеливость, по отношению к заикающемуся  ученику, с насмешкой промолвила:

Ты бы еще под парту залез бы!

Чем вызвала  оживленный хохот в классе…

Вторая тенденция прерывающая или по-другому доминирующая. Вот она (учительница) дважды «продоминировала», как значимое лицо (по несущей функции, как учитель) и как прерывающая.

Обе эти тенденции способствуют поддержанию такого речевого поведения как неадаптивного.

Поэтому, рекомендую использовать такие правила при заикании у детей.

Правило №1:

Требуйте от ребенка говорить громче. Громкость речи обеспечивает ритмичность, четкость, и выразительность, автоматически обеспечивая согласованность дыхания. Громко говорящий ребенок уже не «зажатый», улучшается зрительное восприятие и переработка информации.

Второе правило:

Требование не смотреть вниз. Взгляд вправо или влево вверх улучшает качество речи. Если закрепите этот навык, сформируются, в общем-то, нужные качества, такие как настойчивость, напористость.

Третье правило:

Пусть за ним останется последнее слово. Это как раз, чтобы преодолеть две тенденции, описанные выше.

Что это дает ребенку?

Чувство управляемости ситуацией, уверенности в себе, не позволит быть объектом речевых манипуляций.

Правило четвертое:

Умение отстаивать свое мнение и интересы. Объясните ребенку, что надо делать упор  больше на содержательную часть речи, чем на качественные характеристики. Это развивает навыки общения в виде диалога, умения договариваться, и, конечно же, отстаивать свои интересы и свое мнение.

Я поддерживаю мнения специалистов занимающихся лечением заикания, а это командная работа, что недуг излечим, надо выбрать правильно стратегию лечения.

А вы, родители, в этой команде, самые значимые люди!

Удачи Вам! С ув. Майра Сексенбаева

P.S. У нас есть практичное руководство “Как выбрать хорошего врача?” которое Вам поможет сделать своевременно правильный выбор! Скачать его бесплатно Вы можете здесь!

Пожалуйста, оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *